суббота, 3 ноября 2012 г.

Пик развития линейки iPhone. Анализ сценариев развития Apple

Что случилось с iPhone, или куда исчезли инновации в 2012 году
Надеюсь, что никто не будет спорить, что iPhone стал самым массовым, эталонным и дорогим смартфоном в мире (если пересчитать продажи на среднюю стоимость – кто-то может найти модели и дороже, но только в абсолютном значении цены, что не так важно). Концепция, предложенная в 2007 году, оказалась выигрышной, несмотря на то, что до модели 3Gs изъяны технического характера были слишком заметны и перечеркивали достоинства аппаратов. К модели iPhone 4 аппарат заслуженно стал востребованным, в одной точке встретились такие составляющие, как дизайн, материалы корпуса, функциональная насыщенность ПО. Основной сценарий использования этого смартфона прост до безобразия – вы достаете его из коробки, вставляете SIM-карту и начинаете использовать. Все. Не требуется никакого дополнительного изучения возможностей, видели предыдущую модель - значит, умеете работать и с этой.игры для андроид#игры на android#тема для андроид#темы android#програм андро#програм andro#софт андроид#софт на android#приложения андроид#прилож android
игры для андроид#игры на android#тема для андроид#темы android#програм андро#програм andro#софт андроид#софт на android#приложения андроид#прилож android
игры для андроид#игры на android#тема для андроид#темы android#програм андро#програм andro#софт андроид#софт на android#приложения андроид#прилож android#програм andro#софт андроид#софт на android#приложения андроид#прилож android#софт андроид#софт на android#приложения андроид#прилож android#приложения андроид
Но в Apple столкнулись с идеологической проблемой, которую заложили изначально в этот продукт – он стал эталоном, и, как результат, компания не могла проводить никаких резких изменений ни в его дизайне, ни в его меню. Проблема наследования новыми устройствами вида и функций старых моделей стара, как мир. С этой бедой пришлось мириться в Nokia, когда многие годы компания тянула одни и те же интерфейсы, находя возможность отказаться от них только при запуске новых семейств продуктов. Но идеологически влияние старых продуктов было огромным. Ни одна компания в мире не может разом перечеркнуть желания и привычки уже существующих пользователей и начать все с чистого листа. Утопия - думать, что кто-то может это сделать.
Ограничения интерфейса, заложенные Apple, были удобны и хороши для моделей, в которых не было множества функций. Эта ситуация полностью аналогична тем ограничениям главного меню, которые Microsoft заложил в Windows Phone 7, и тому обходному пути к которому прибегнул в WP8, чтобы как-то снять эти ограничения и не повредить общей концепции. С ростом числа функций простота телефонов Apple будет исчезать, и они будут усложняться для пользователей – это вынужденная мера, на которую в Apple волей или неволей пойдут, хотя и пытаются избежать этого всеми правдами и неправдами. Любая компания, включая Apple, для конкуренции на рынке смартфонов должна усложнять свои продукты, увеличивать количество функций в них – это природа рынка. Люди ждут наращивания не только технических характеристик, но и появления дополнительных возможностей. Частично ответом на то, куда идет Apple, становится появление программы Passbook, компания пытается перекинуть мостик в реальный мир, сделать свои телефоны связанными с реальными объектами и действиями в повседневной жизни. Это очень сильная и правильная концепция, но быть уверенным в том, что все сработает как надо, никто не может. И данная концепция не отменяет того, что продукты будут постепенно усложняться, в первую очередь программно.
В iOS6 мы впервые увидели достаточно большое количество прямых заимствований из Android (фото во время видеосъемки, SMS-шаблон для отклонения звонков и так далее). Надо упомянуть, что сегодня пользователи ассоциируют эти функции с Android, но многие из них не уникальны для данной ОС и пришли с более ранних телефонов.
К сожалению, в Apple уже к iPhone 4 создали очень удобный и простой продукт, усложнение которого приводит к исчезновению легкости его использования, которая является одним из конкурентных преимуществ iPhone. Переход от iOS5 к iOS6 с объявлением около 200 новых функций показывает, что изменений все-таки не так много и они не слишком бросаются в глаза. Причина ровно в той легкости, в Apple очень боятся ее лишиться. Но обходного пути не существует, им придется рано или поздно усложнять iPhone. К чему это приведет? Ответ очевиден – в каждой последующей версии iPhone будет появляться все большее число функций, которые будут “заимствованы” из Android. Это не будет прямой кражей или чем-то подобным, сам Android многое заимствовал. Проблема в том, что в этой ОС изначально заложен очень высокий потенциал, в ней есть большая часть функций, которые только можно вообразить и из-за которых многие считают эту ОС “тяжелой” в освоении.
Любопытная ситуация – в Google прикладывают неимоверные усилия, чтобы причесать Android и сделать его красивым визуально, а также добавить легкости использования, чего не хватает для массового потребителя. В Apple, напротив, стремятся не разрушить легкость восприятия своих телефонов, но и добавить некое число функций, чтобы не выглядеть отстало на фоне конкурентов. Но задача Apple неимоверно сложнее, так как в какой-то момент технологический разрыв станет еще больше и iPhone начнет проигрывать продуктам на Android не только ценами, но и функциональностью во всех областях.
В видео я не проводил подробного сравнения возможностей Android 4.x и iOS6, этому будет посвящен отдельный материал. Но могу сказать, что голосовой набор без обращения к сети и на всех языках мира (на большей их части) - это фантастическая функция в Android. Это просто один из примеров сложной технологии, которая стала возможной благодаря Google Voice. Но в Android таких технологий и фишек заложено намного больше.
Временным преимуществом Apple стало развитие игр для смартфонов – компания совершила революцию на этом рынке. С выходом планшетов она только укрепила свои позиции, так Android получает многие игры намного позже, чем iOS. И в этом аспекте можно говорить, что Apple побеждает, выглядит выигрышнее. До определенного момента, так как в 2012-2013 годах качество приложений, скорость их выхода начинают выглядеть для среднестатистического человека примерно одинаково. Бесплатность или условная бесплатность приложений на Android воспринимается как плюс. Это размывает преимущество Apple в этой области, у компании вовсе не такие незыблемые позиции, как это может показаться.
Теперь давайте сравним iPhone 4s и iPhone 5, что мы увидим здесь? Те самые 200 функций не слишком бросаются в глаза, а аппаратные изменения не слишком сильны. Нам немного в другом виде продают все тот же знакомый iPhone, пытаясь сохранить легкость его использования.
У меня крепнет уверенность, что Apple уже уступает в технологиях другим компаниям, так как заряд первоначальных идей, заложенных в iPhone, иссяк. Другие производители не просто догоняют, они перегоняют этот аппарат технически – компенсируя неудобство некоторых функций, кривость и подчас некрасивость интерфейсов возможностью настроек UI под себя, как и любых иных функций. Открытость против закрытости iPhone и массы ограничений. К слову сказать, большая часть из 200 функций - это как раз преодоление тех ограничений, что заложены Apple своим мировоззрением (например, необходимость синхронизации только через кабель и последующая возможность это делать через Wi-Fi или глупая необходимость загружать подкасты только через ПК, от которой, наконец, отказались).
Я возьму смелость утверждать, что из-за попытки сохранить легкость и простоту использования iPhone в Apple потеряли темп развития, и это станет хорошо заметным в 2013 году.
Как может поступить Apple – сценария развития iPhone
Модель iPhone 5 будет самой продаваемой за всю историю компании, в этом у меня нет сомнений. Но какой ценой будут достигнуты эти продажи, остается открытым вопросом. Я уверен, что последующие модели будут эволюционными изменениями по отношению к текущим аппаратам, как результат, никакой революции не произойдет. И это позволяет говорить, что пик продаж придется на iPhone 5, в последующем продажи выходят на плато или незначительно растут. С одной стороны, это не самый плохой сценарий для Apple – в абсолютных числах такие продажи будут приносить миллиарды долларов. Но с точки зрения инвесторов, это будет потеря доли рынка в пользу других ОС (это уже происходит, iOS - вторая после Android), а также минус к стоимости акций. Для Apple важно наращивать продажи iPhone любой ценой, это ключевой продукт для компании. Но тут мы сталкиваемся с иной проблемой – маркетинг не может увеличить продажи на основных для Apple рынках, так как уже использует все возможные инструменты. В разработках компания ограничивает сама себя в погоне за легкостью использования iPhone. Что же остается? Жертвовать ценой на этот продукт также невозможно, это скажется на прибыли. Выпускать недорогой iPhone меньшего размера означает резко увеличить рыночную долю, но побороть Android уже не получится, он слишком оторвался в доле рынка, представлен во всех ценовых сегментах. А выход такого продукта (нового продукта), оттянет интерес от старшей модели и в конечном итоге снова принесет меньшие прибыли. В рамках этой дилеммы мне не очень понятно, какой путь может выбрать Apple. Скорее всего, компания в 2013 году будет придерживаться того же пути, что мы видели ранее. Адекватным будет резкое обновление iPhone 5 (не до версии 5s, а сразу до шестерки). Это будет интересный ход, он поддержит продажи. Но, к сожалению, надо говорить о том, что в будущем году, да и сейчас основные продажи будут достигаться инструментами PR, маркетинга, но не продуктом. Темпы развития iPhone показывают, что компания столкнулась с проблемами и неспособна выпутаться из ловушки – переход от iPhone 4s к iPhone 5 достаточно формальный, особого смысла в замене одного аппарата на другой нет. Повторю мысль – iPhone 4 был уже слишком хорош, чтобы можно было его принципиально улучшить, и компании это не удается. Последующие улучшения - это накручивание дополнительных функций, которые необходимы для конкуренции, но усложняют работу с телефоном и делают его похожим в какой-то мере на конкурентов. К моему огромному сожалению, в Apple, видимо, решили быть, как все производители, и это означает, что теперь битва за рынок переходит в привычную плоскость, где Apple будет оборонять завоеванную долю, но не пытаться ее агрессивно нарастить. Защита означает, что мы не увидим резких изменений в продукте, они противопоказаны. А период роста продаж iPhone, как мы говорили в первой части в цифрах, уже исчерпан – с текущими продуктами добиться значительного прироста продаж невозможно.
Вот такая достаточно интересная ситуация – в Apple достигли практического потолка для iPhone, а это значит, что любой производитель, претендующий на продажи смартфонов, будет отгрызать кусочек рынка именно у этой компании. Впереди мы увидим то, как Apple обороняет свою долю рынка от нападок конкурентов, и поверьте, это будет очень интересно. Первую часть в виде судебных баталий мы уже наблюдаем. Но надеюсь, что боевые действия перейдут и на рекламные сообщения, сервисы, продукты.
Обсуждение на форуме >>>
Ссылки по теме
iPhone 5 - первый взгляд
Обзор операционной системы iOS6
Брак в смартфонах на примере iPhone 5 – почему он возникает, кто виноват и что можно было сделать
Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Twitter

0 коммент.:

Отправить комментарий